Нужна ли антенне радиостанции «масса»?
26.01.2012
Радиопапа на Dalnoboi.ru написал:
Нужна ли антенне радиостанции «масса»?
Вопрос о «массе», «земле» или «нуле» в отношении антенны рации является самым важным для радиосвязи. Существует масса сказок о возможности монтажа антенн раций на багажники из труб, пластиковые спойлера, на люки и рейлинги и, конечно на солнцезащитные козырьки.
Если антенна при покупке оказалась исправна, то все проблемы с настройкой имеют одну причину - НЕТ МАССЫ.
Итак, начнём сначала.
Зачем антенне масса?
Собственно говоря, никакая «масса» антенне не нужна, также как «ноль» и «земля».
Приезжают же на настройку автомобили с соединённой проводом к минусу аккумулятора антенной - и настроить антенну не получается. Почему?
Может быть «радист» просто не хочет настраивать купленную «не у него» антенну?
Никаких «профессиональных секретов» - «замассированная» электрическим проводом антенна стоит не на металле. Вот и вся причина.
Итак, что является «землёй антенны»?
Кому интересно - немного Физики, кому нет- пропускаем «лирику»:
Итак, «физика».
Автомобильной антенне радиостанции нужен ПРОТИВОВЕС.
Противовес - это вторая и обязательная часть автомобильной антенны радиостанции.
Для диапазона 27 мГц длина противовеса составляет около 2.5 метров.
Допустим, необходимо установить автомобильную антенну на деревянный сарай.
В этом случае можно взять лист кровельного железа размером метр на два и закрепить на его край основание антенны, соединив оплётку кабеля с листом.
Получим антенну, которую можно настроить.
Можно просто поставить хоть в центр этого листа антенну на магнитном основании - и пожалуйста - настраивайте КСВу!
Что делать, если использовать лист невозможно?
Можно соединить с основанием врезной антенны кусок провода длиной 2 метра 50 см и натянуть этот провод горизонтально. В какую сторону будет направлен провод - туда антенна будет работать лучше всего.
Подобную конструкцию мы с Николаем Василичем называем «псевдомассой».
Техническое решение «псевдомасса» в редчайших случаях мы применяем на американских автомобилях. Делается это только и исключительно когда нет никакой возможности восстановить штатную антенную систему. Естественно, работает антенна с «псевдомассой» совсем не так, как было задумано «америкосами»....и передаёт она «не в ту сторону» и принимает «не оттуда»..... Но «формально» удаётся настроить КСВ «в единицу»...
Если «не лезть в Физические дебри», то "ЗЕМЛЁЙ" автомобильной антенны диапазона 27мГц можно считать металлическую КРЫШУ автомобиля.
Если площадь крышки багажника близка к 1м.кв., то в качестве крыши пойдёт и крышка багажника.
Если крышка багажника соединена с кузовом НЕ ЧЕРЕЗ капроновые втулки, то антенна будет работать даже при малой площади багажника.
Лучше, если площадь размещения имеет бОльшую ( чем 1 м.кв.) поверхность.
Однако, «больше не всегда лучше». Исключения, конечно, тоже бывают:
-например, установка антенны на кузов автобуса.
В случае с автобусом длина металла 11 метров играет отрицательную роль - система «антенна + 11 метров крыши» работает намного хуже чем антенна вообще без «массы».
Причина - поверхность размещения антенны тоже принимает радиосигнал.
Принятый на 11-ти метровый кузов сигнал сильнее, чем сигнал, принятый на штырь антенны длиной в полтора метра. Во сколько раз? Делим 11 на 1.5 и получаем почти точный ответ. В результате - нет «ни дальности ни разборчивости». Такой вот «парадокс»...
Вторым исключением из правил является размещение антенны на установке автовоза.
Причина та же, как и на автобусе - избыточная длина поверхности размещения антенны рации.
Проблема «качества земли».
В точке контакта оплётки кабеля с крышей существуют СЕРЬЁЗНЕЙШИЕ ПРОБЛЕМЫ с электрическим соединением.
Для информации: электрическое сопротивление (по тестеру) между крышей и оплёткой кабеля не может быть более 0,4 Ома.
ПРОБЛЕМА №1- «пропадание массы» со временем.
Проявляется это так: передача в АМе свистит, на приёме в АМе рация "шипит".
Следствия отсутствия массы в основании антенны:
- регулярный ремонт передатчика рации;
- частые неисправности шнура и переключателя тангенты ввиду «закисания контактов» и сгорания оплётки шнура тангенты. Причина проблем с тангентой - без «массы» в основании антенны в качестве противовеса выступает кабель антенны плюс корпус рации плюс витой шнур тангенты плюс охватывающая его рука водителя. Во время передачи «без массы» по перечисленной выше цепи течёт высокочастотный ток. Так то вот.....
Что делать?
Можно зачистить место фиксации антенны до появления 100% контакта.
Свист может остаться, поскольку оплётка кабеля уже сгнила, ввиду продолжительной по времени эксплуатации антенны с плохой "массой".
Решение проблемы:
- зачистить некачественное соединение от следов ржавчины;
- защитить соединение от возможной коррозии с помощью пластической смазки;
- заменить кабель на новый;
- регулярно контролировать качество соединения.
ПРОБЛЕМА №2 - «отсутствие массы по определению".
Масса (соединение основания антенны с кабиной) может отсутствовать по определению при монтаже антенн на конструкционные элементы автомобиля:
-на дуги, рейлинги, спойлера, двери и пр.
Причина - техническая невозможность добиться 100%-й надёжности электрического соединения в точке, которая Заводом не предназначалась для электрического соединения.
Даже на совершенно новом автомобиле в закладной гайке крепления рейлинга, солнцезащитного козырька, на навеске заднего борта, нет и не может быть по определению 100% электрического соединения. Раз 100%-ти контакта нет, кабель под пластиком быстро выгорит, рация в АМе засвистит и зашипит.
Рассматривать варианты технического «решения» при установке антенн радиостанций на конструкционных элементах кабины не следует. Практика эксплуатации антенн, закреплённых подобным образом, даёт стабильный 100% отрицательный результат на протяжении последних 4-х лет.
Почему же ставят повсеместно антенны «на что попало»?
Причина №1 и единственная:
- « ...так быстрее...»
Несколько примеров для понимания необходимости 100%-ти соединения основания антенны с поверхностью размещения:
Пример№1:
Сопротивление НОВОГО кронштейна чёрного цвета ЛЮБОЙ ФИРМЫ после сборки НЕ равно 0.4 ОМА.
Чтобы превратить в 0.4 Ома, надо перерезать резьбы №5 на №6 при помощи ЧЕРНОВОГО метчика №6 и снять краску в соединениях.
Кроме того, фиксирующие в жёлоб болты должны быть исполнены из нержавеющей стали и заточены под конус. Все резьбы до вворачивания болтов надо смазать Литолом.
Пример №2:
Сопротивление соединения закладной гайки крепления солнцезащитного козырька относительно кабины на Вольво равно 10-12 Ом. Добиться 0.4 Ома вместо 12-ти можно дублированием гайкой изнутри кабины. Однако, кому это надо, если Завод Вольво уже укомплектовал автомобиль штатной антенной??? Наверное только «продавцам» антенн...
Результатом непонимания радистами причин «ненастройки антенны» из за плохой массы являются попытки «удлинения штыря» на антеннах с металлическим излучателем или «выкручивание болта» на Сирио Т3-27. На передачу КСВ таким образом настроить удаётся, но принимает такая антенная система на всю длину излучателя плюс 3.5 метра кабеля. Поэтому и «трещит и шипит». Наибольшие проблемы «с плохой массой» возникают при монтаже железных антенн на Американских тягачах.
Понять, что с «массой» непорядок можно достаточно просто:
-если приём зависит от касания руками за витой шнур тангенты или касания за корпус рации - это первый признак отсутствия массы.
ПРОБЛЕМА №3- недостаточная (или не горизонтальная) площадь размещения антенны.
Проявляется так: при попытке настроить антенну не хватает длины штыря.
Что ни в коем случае нельзя делать, так это ставить длинный хлыст.
Если та же самая антенна на другом автомобиле с достаточной площадью крыши настроилась нормально, очевидно, что проблема не в длине штыря.
Пример: автомобиль «Рено-Логан».
При размещении любой антенны диапазона 27 мГц на крышке багажника «Логана» - длины штыря не хватает.
Помочь может 20-ти сантиметровый «массовый» провод минуса от Жигулей. Если соединить крышку багажника Логана с кузовом автомобиля минимальной длины проводником и поставить антенну близко к точке этого соединения, «чудесным образом» произойдёт «волшебное удлинение » штыря. Однако, «массовый проводочек» помогает ненадолго - выгорает он достаточно быстро, через него течёт на кузов высокочастотный ток.
Определить, достаточна ли площадь размещения антенны достаточно просто и без приборов:
- включаете рацию в АМе на приём, закрываете «шумодав», выходите из автомобиля и кладёте обе руки на крышку багажника. Если «шумодав» открылся - значит площадь мала.
Проверка справедлива если радисты не удлиняли штырь или не выворачивали болт на Т3-27
«Масса» у антенн на магнитном основании.
Как ни удивительно, у антенн на магните тоже есть «масса».
В отличие от антенн «под врезку», где «масса гальваническая» и есть требование «0.4 Ома», у «магниток» всё гораздо проще. Основание антенны при монтаже на металл с достаточной площадью образует конденсатор, где изолятором выступает резиновое основание (подошва) и краска кузова.
«Нарушить массу» на такой антенне очень просто, и такое встречается каждый день- под магнит кладут тряпки и другой мусор. Номинал конденсатора уменьшается и «масса» становится «хуже». Антенна превращается в «расстроенную».
Что делать?
-верните всё в первоначальное состояние, уберите мусор из-под основания антенны.
Несколько слов о «народном творчестве».
В «народе» ходит масса легенд и преданий о волшебных свойствах определённых моделей антенн. Не вдаваясь в перечисление всех слухов и многочисленных заблуждений скажу только что:
1. Врезные антенны с двумя катушками тоже требуют «массу»;
2. Антеннам Т3-27 масса нужна;
3. Не надо подводить массовый провод к основанию антенн на магните;
4. Не следует откусывать нижнюю катушку у двухкатушечных антенн, независимо от того, врезные они или на магните. Две катушки вместо одной это «не круто», а способ согласования антенны.
Прошу принять «на веру» всё, что изложено выше.
Как Вы могли убедиться, Вам никто ничего не предлагает покупать и не загоняет настраиваться «именно в определённом месте».
С уважением, «радиопапа».
14 авг. 10 г.
Комментарии
Спасибо за столь содержательную статью!
пойду убирать тряпку из под магнита